Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы, в первую очередь, определяется исключительной важностью ключевых задач национальной безопасности. Обеспечение достаточно надежной, высокоэффективной обороны является одной из ключевых важнейших современного государства. Что же касается РФ, то здесь процесс постепенного перехода к совершенно новой системе политических и экономических, а также социальных и духовных, военно-политических отношений в современных условиях коренных изменений геополитической картины мира и системного кризиса всего российского общества, существования целого комплекса внешних и внутренних угроз безопасности существенно актуализировали проблему обороны.
Важнейшим средством обеспечения современной национальной безопасности страны можно назвать ее вооруженные силы, то есть, в целом, определенный оборонно-промышленный комплекс (ОПК). В настоящее время существует определенная необходимость пристального внимания со стороны государства к основным проблемам активного развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), производству и разработке вооружений, различной военной техники для роста общего уровня военно-технического и научно-технического потенциалов РФ как великой современной державы мира. В целом, необходимость реальных действий руководства государства обуславливается действиями западных государств, в первую очередь США.
Современная сложившаяся международная обстановка, в целом, характеризуется высокой активностью, агрессивностью США, которые стремятся к единоличному лидерству во всем мире, а это вызывает острую необходимость роста уровня безопасности России.
В данной ситуации существенно увеличивается роль современного оборонно-промышленного комплекса России как основного элемента всей государственно-политической системы страны, которая состоит из трех тесно связанных между собой компонентов: военного и промышленно-экономического, а также государственно-политического с подчинением высшему руководству страны.
Целью курсовой работы является изучение современного состояния оборонно-промышленного комплекса РФ, выявление его проблем и тенденций развития.
Задачами курсовой работы являются:
изучить понятие государственного регулирования деятельности оборонно-промышленного комплекса;
провести анализ деятельности Военно-промышленной комиссии Российской Федерации;
раскрыть правовые основы регулирования деятельности оборонно-промышленного комплекса;
провести обзор регуляторной практики регулирования оборонно-промышленного комплекса;
дать оценку эффективности регулирующего воздействия;
представить перспективы развития государственного регулирования оборонно-промышленного комплекса .
Предметом исследования является оборонно-промышленный комплекс.
Объектом исследования является оборонно-промышленный комплекс РФ, его проблемы и перспективы развития.
При написании курсовой работы применялся метод обобщения и классификации, метод анализа научной литературы, графический метод.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне рассмотреть сущность оборонно-промышленного комплекса государства и его современное состояние в РФ.
Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением.
Во введении ставится ключевая цель и задачи работы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты функционирования оборонно-промышленного комплекса.
Во второй главе происходит рассмотрение оборонно-промышленного комплекса в России.
В заключении делаются основные выводы по итогам работы.
Глава 1. Теоретические основы регулирования деятельности оборонно-промышленного комплекса
1.1. Понятие государственного регулирования деятельности оборонно-промышленного комплекса
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) является одной из отраслей, ставшей двигателем современного технологического прогресса. Ключевая роль ОПК в формировании инновационного потенциала всей экономики и обеспечении национальной безопасности признается во всем мире. В условиях экономического кризиса, усугубляющегося неблагоприятной конъюнктурой на экспортных рынках, нарастающей внешнеполитической напряженности и увеличения количества военных конфликтов, в которые вовлечена Россия, оценка состояния оборонно-промышленного комплекса становится крайне актуальной задачей, в первую очередь для государства, для которого баланс военных и «гражданских» расходов имеет важнейшую экономическую, социальную и политическую значимость1.
Примечателен тот факт, что определение ОПК не встречается в современных российских и зарубежных экономических словарях. Понятийная база этой категории формируется практиками-исследователями в рамках своих работ. Чаще всего в основу данного понятия ложится описание структуры предприятий, относимых к ОПК, и их видов деятельности. Так, например, Всероссийский научно-исследовательский институт потребительского рынка и маркетинга определяет ОПК как совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т.п. для государственных силовых структур и на экспорт, а также гражданской продукции в рамках конверсии.
Министерство внутренней безопасности США для своих нужд так определяет ОПК: промышленный комплекс, способный заниматься исследованиями, разработкой, производством, доставкой и сервисным обслуживанием систем вооружений, подсистем и компонентов или запасных частей, соответствующих требованиям армии США.
По мнению В.С. Седова, в состав ОПК (с позиций экономического анализа) следует включать все предприятия и организации, независимо от их принадлежности и формы собственности, производящие товары и услуги, выполняющие работы в целях удовлетворения потребностей̆ общества в обеспечении его военной̆ безопасности.
В российской практике определение ОПК производится через законодательное закрепление тех или иных перечней предприятий, однако критерии формирования подобных перечней не всегда известны. Например, существует такое определение – «хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в смысле Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», определенное отдельными решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации»2.
В то же время, согласно учебнику «Военная экономика. Теория и актуальные проблемы» сущность военного производства заключается в его особом предназначении, каковым является создание оружия и другой̆ продукции (товаров, услуг), необходимых для обеспечения военной безопасности государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» - Электронный ресурс // URL: http://base.garant.ru/135907/#ixzz4wo70oftM (дата обращения: 07.12.2020).
2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» - Электронный ресурс // URL: https://rg.ru/2015/01/12/promyshlennost-dok.html (дата обращения: 07.12.2020).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (с изменениями и дополнениями) - Электронный ресурс // URL: http://base.garant.ru/70291366/#ixzz4wo9GmYeC (дата обращения: 07.12.2020).
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - Электронный ресурс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 07.12.2020).
5. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1380 «О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» - Электронный ресурс // URL: http://base.garant.ru/70242012/#ixzz4woA3v№OA (дата обращения: 07.12.2020).
6. Военная доктрина Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976 - Электронный ресурс // URL: http://base.garant.ru/135907/ - ixzz4wo70oftM http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172989/ (дата обращения: 07.12.2020).
7. Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 425-8 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» - Электронный ресурс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198364/92d969 e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 07.12.2020).
8. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2009 г. № 265 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции» - Электронный ресурс // URL: http://base.garant.ru/ 12166235/#ixzz4wo9W0sZe (дата обращения: 07.12.2020).
9. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 351 «Об утверждении Правил совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках» - Электронный ресурс // URL: http://base.garant.ru/12126899/#ixzz4wo9hiY99 (дата обращения: 07.12.2020).
10. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2013 г. № 97 «О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) - Электронный ресурс // URL: (http://base.garant.ru/70312288/#ixzz4wo9uhIUmдата обращения: 07.12.2020).
11. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 3 июля 2015 г. № 1828 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» - Электронный ресурс // URL: http://base.garant.ru/71121448/#ixzz4wo5vlkD4 (дата обращения: 07.12.2020).
12. Положение Минпромторга России от 24.04.2014 № 777 «О Департаменте оборонно-промышленного комплекса» - Электронный ресурс // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=EXP&n= 606901#0 (дата обращения: 07.12.2020).
13. Буров, М. П. Государственное регулирование национальной экономики: современные парадигмы и механизмы развития российских регионов: моногр. / Буров М. П. - М.: Дашков и К°, 2018. - 788 c.
14. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики / В.П. Васильев. - М.: Дело и сервис, 2017. - 176 c.
15. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Экономика, 2019. - 736 c.
16. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы / Е.П. Губин. - М.: ЮРИСТЪ, 2019. - 320 c.
17. Губин, Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы / Е.П. Губин. - М.: Норма, 2018. - 618 c.
18. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики / С.Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2019. - 528 c.
19. Кучуков, Р.А. Государственное регулирование национальной экономики в современной России / Р.А. Кучуков. - М.: Экономика, 2018. - 388 c.
20. Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2020. - 336 c.
21. Орешин, В. П. Государственное регулирование национальной экономики / В.П. Орешин. - М.: ЮРИСТЪ, 2020. - 272 c.
22. Петросян, Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории. Гуманистический подход. Учебное пособие: моногр. / Д.С. Петросян. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 300 c.
23. Рисин, Игорь Государственное регулирование экономики / Игорь Рисин. - М.: КноРус, 2020. - 662 c.
24. Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / Е.В. Харченко. - М.: КноРус, 2017. - 619 c.
25. Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие для ВУЗов / Е.В. Харченко. - М.: КноРус, 2020. - 510 c.